Новости
19.08.2023
Уважаемые родители! Мы открыли запись в кружки на 2023-2024 уч.год
Ваше мнение
Чем бы Вы хотели увлечь своего ребенка и чему научить, посещая нашу студию?
Контактная информация : 8 (921) 396-34-09 г. Санкт-Петербург, ул.Руднева, д. 24 e-mail: info@umniki.spb.ru

Педагог - психолог Кунич Галина Анатольевна

     

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время ряд факторов: раннее развитие детей, увеличение психофизиологических нагрузок, непоследовательное воспитание родителей провоцирует  возникновение нервно-психическогонапряжения в психике ребенка, и как следствие возникновение эмоциональных, поведенческих, личностных расстройств,  а также соматических заболеваний. Учитывая актуальность проблемы, существует острая необходимость  в оказании психологической помощи  детям с задержкой психического развития, детям с психоэмоциональными нарушениями, детям, пережившим  психические травмы.

Данная программа позволяет не только оказывать психологическую помощь детям,   имеющим проблемы  в эмоционально-волевой и  личностной сфере,  в игровой естественной среде, но и дает возможность   активизировать развитие  творческого потенциала личности.

Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. 

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира»,  который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.  

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. Методика была названа – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».  

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. 

Теоретической основой программы является юнгианская «Песочная терапия», а также методы песочной терапии, адаптированные в нашей стране, такими специалистами как, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С. Зелинским,  Д. Кудзиловым и другими специалистами.

Данная программа, направлена, в первую очередь на  работу с детьми,  имеющими проблемы  в эмоционально-волевой и  личностной сферах.

Новизна программысостоит в синтезе различных методов проективной диагностики (придумывание сказок,  создание песочного мира, страны),  и методов  Арт-терапии: создание песочных «картин» спонтанно, либо по инструкции, которая может быть моделирующей или тематической; коррекционно-педагогические занятия, направленные на развитие когнитивной сферы ребенка; придумывание сказок, как самими детьми в контексте песочной картины, так и специалистом под конкретную проблему; воплощение сценариев в игровой форме; использование фигурок для моделирования тех или иных жизненных ситуаций в контексте песочной картины.

Преимущество психокоррекционного и  проективного диагностического  метода с использованием «песочной терапии»  в рамках данной программы состоит в том, что психолог не оценивает творческие, художественные способности ребенка, созданная картина на песочном поле безоценочна, что благоприятно влияет на последующий результат  психокоррекционной работы с ребенком.

Выявление посредством проективной диагностики с помощью «песочной терапии», проблем ребенка, такими как тревога, страхи, скрытых защитными психологическими механизмами, позволяет своевременно идентифицировать проблему и направленно решить ее в комплексе психолого-педагогической помощи.

                Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

                Создавая свой мир, свою страну, свою сказку ребенок чувствует себя настоящим волшебником. Поскольку создается мир, подвластный только ребенку, герои играют роли, какие он захочет. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет ребенку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

                Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения  трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. А накопленный, в процессе создания песочных картин, опыт конструктивных изменений, ребенок переносит в реальную жизнь.

                Используя метод песочной сказочной коррекции, специалист получает уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в пространстве песочного поля - его душу.

                Отличительные особенности   данной программы.

Преимущество психокоррекционного, диагностического и развивающего методов с использованием песочной среды  в рамках данной программы состоит в том, что психолог не оценивает творческие и художественные способности ребенка, созданная картина на песочном поле безоценочна, что благоприятно влияет на последующий результат  психокоррекционной работы с ребенком.

Играя в песок, создавая свой мир, свою страну, ребенок, независимо от возраста чувствует себя свободно и безопасно: создание песочных композиций – в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто чувствует себя тревожно, при оценке его деятельности. Ребенок выражает свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

«Песочная  терапия» позволяет специалисту решить ряд задач: диагностические,коррекционные, терапевтические, творческого развития. 

                В рамках данной программы происходит естественное включение родителей в совместную с ребенком психокоррекционную среду, которое позволяет получить комплексный терапевтический эффект. Данный эффект присущ не только детям с особенностями в развитии, но и нормально развивающимся детям.

Использование сказкотерапевтического подхода в рамках песочной психокоррекции увеличивает эффективность коррекции. Сказкотерапия позволяет повысить уровень осознанности событий, приобрести дополнительные знания о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассказывание, анализ, придумывание, сочинение собственных сказок позволяют удерживать интерес ребенка к психокоррекционному процессу. В сказочной стране возможно все. Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, потому что создается мир, подвластный только ему, герои играют роли, какие он захочет, события происходят, таким образом, как необходимо ребенку.  Поэтому главный ресурс использование сказкотерапевтического подхода в рамках «песочной психотерапии» – это осознание собственных возможностей.

                Коррекция психоэмоциональной и личностной сферы, происходящая  в песочной среде увеличивает ее эффективность. Песочница выступает  средой для общения ребенка с самим собой и символами реального мира. А наличие миниатюрных фигурок, сценарная помощь психолога, свидетельствует о песочной терапии - как методе, который обладает достаточной универсальностью для использования его в психокоррекционной, развивающей и педагогической практике с детьми разного возраста, подростками  и даже их  родителями.

                Песочница имеет мощный ресурс для коррекционно-развивающих занятий и образовательной  работы с ребенком. Развитие зрительного и тактильного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, воображения, образного мышления, произвольности, актуализация творческого потенциала, одним словом, использование песочной среды  в психолого-педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. 

Цель программы

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

2. Развитие познавательной сферы.

3. Коррекция различных форм нарушения поведения.

Задачи программы

1. Развить и скорректировать эмоциональную сферу:

·        развить ответственность ребенка  в своих действиях и поступках;

·        развить чувства контроля у ребенка над своими чувствами, действиями и поступками;

·        развить  умения  преодолевать трудности;

·        развить коммуникативные навыки

2. Развить познавательную сферу:

    развить  творческое мышление;

    развить тактильную  чувствительность, воображение;

    развить образное мышление, произвольность;

    развить память, внимание, восприятие, мелкую моторику;

    развить пространственное представление,  ориентировку.

    активизировать интерес к окружающей действительности через  ее принятие.

3. Скорректировать  различные формы нарушения поведения.

·        скорректировать  различные формы нарушения поведения;

·        снизить психофизическое напряжение;

·        снизить агрессию, тревожность

·        стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;

Форма реализации программы

Коррекционный курс составляет  12-15 занятий, в зависимости от проблематики и личностных особенностей самого ребенка.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Этапы:

исходная диагностика;

основная часть (психотерапевтические сессии);

итоговая диагностика по результатам психокоррекционных занятий.

Возрастная категория: дети от 3 лет и старше.

Форма и режим занятий

Индивидуальные занятия (для детей, не имеющих проблем интеллектуального развития –продолжительность занятия - 30-45 минут; у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития продолжительность занятия – 50-60 минут).

Занятия  в малой группе детей (количество участников группы детей: 2 человека, имеющих идентичную проблематику и соответствующий возраст; продолжительность занятия - 45 минут).

Периодичность занятий  - 1 раз в неделю.

Квалификация педагога, реализующего данную программу: пеадагог-психолог, с наличием, сертификата, свидетельства: «песочная сказочная терапия».

Различия стиля и динамики игры в песочнице  у обычных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интеллектуального развития.

              

Цель программы

 1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

2. Развитие самоактуализирующейся личности.

3. Коррекция различных форм нарушения поведения.

Задачи программы

1. Развить и скорректировать эмоциональную сферу:

·        развить ответственность ребенка  в своих действиях и поступках;

·        развить чувства контроля у ребенка над своими чувствами, действиями и поступками;

·        развить  умения  преодолевать трудности;

·        развить коммуникативные навыки 

2. Развить самоактуализирующуюся личность:

·         развить позитивное  отношения к себе и другим (при низкой самооценке у ребенка);

·        выработать большую способность к самопринятию;

·        развить способность полагаться на самого себя;

·        повысить самооценку. 

3 . Скорректировать  различные формы нарушения поведения. 

·        скорректировать  различные формы нарушения поведения;

·        снизить психофизическое напряжение;

·        снизить агрессию, тревожность

·        стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;

Форма реализации программы 

Коррекционный курс составляет  12-15 занятий, в зависимости от проблематики и личностных особенностей самого ребенка.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Этапы:

исходная диагностика;

основная часть (психотерапевтические сессии);

итоговая диагностика по результатам психокоррекционных занятий.

Возрастная категория: дети от 7 до 11 лет.

Форма и режим занятий

Индивидуальные занятия (для детей, не имеющих проблем интеллектуального развития –продолжительность занятия - 30-45 минут; у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития продолжительность занятия – 50-60 минут).

Занятия  в малой группе детей (количество участников группы детей: 2 человека, имеющих идентичную проблематику и соответствующий возраст; продолжительность занятия - 45 минут).

Периодичность занятий  - 1 раз в неделю                                                                                                                                                                                                                                          


Цель программы

1. Формирование позитивного образа  «Я».

2. Коррекция психоэмоциональной сферы подростка.

3. Коррекция поведенческих нарушений.

Задачи программы

1. Научиться формировать позитивный браз «Я».

2. Научиться управлять своим поведением, нести ответственность за последствия своего выбора.

 3. Научиться анализировать желания, определять их содержание.

 4. Научиться продуктивно взаимодействовать, позитивно воспринимать окружающий мир.

5. Научиться регулировать свое эмоционально-волевое состояние. 

Форма реализации программы

Коррекционный курс составляет  12-15 занятий, в зависимости от проблематики и личностных особенностей самого ребенка.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Этапы:

исходная диагностика;

основная часть (психотерапевтические сессии);

итоговая диагностика по результатам психокоррекционных занятий.

Возрастная категория: дети от 11 до 17 лет.

Форма и режим занятий

Индивидуальные занятия (для детей, не имеющих проблем интеллектуального развития –продолжительность занятия - 30-45 минут; у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития продолжительность занятия – 50-60 минут).

Занятия  в малой  группе детей (количество участников группы детей: 2 человека, имеющих идентичную проблематику и соответствующий возраст; продолжительность занятия - 45 минут).

Периодичность занятий  - 1 раз в неделю.



  


  


 
© 2012 "Умники и умницы"
Разработка и дизайн - Soline
8 (812) 396-34-09 г. Санкт-Петербург, ул.Руднева, д. 24 E-mail: info@umniki.spb.ru